Ошибающемуся в главном — нет оправдания!

Истинная <a href=Акыда не меняется со временем!»
Ошибающемуся в главном — нет оправдания!
Иногда можно встретить суждение, что в наше время у людей, представляющих Бога находящиемся на Небесах, либо над Аль-‘Аршем, либо просто где-то наверху, якобы есть оправдание их заблуждению. Авторам подобных суждений оно видится в том, что время, в которое мы живем, сильно отличается от далеких столетий расцвета Исламского знания, когда трудились выдающиеся ученые. А наше время — время невежества, если не полной, то значительной степени, утраты религиозного знания, правильных представлений. И поэтому, по их мнению, людям, находящимся в окружении заблудших, трудно, почти невозможно, найти Истину, прийти к правильному пониманию религии. И в силу этого, как говорят они, несмотря на свои ложные убеждения, в наше время люди имеют оправдание и не попадают в число неверующих.

Действительно, сейчас иные времена, нежели те, когда жили уважаемые теологи, подобные светилу Исламской науки Имаму АбуХанифе, радыя-ллаhу ‘анh, доступно разъяснявшему своим современникам самые простые вещи в религии, как это должно делать великому ученому, учитывающему разный уровень интеллекта людей. Но несмотря на большее, по сравнению с нашим временем, количество ученых людей, и в те времена были заблудшие, на ошибочность идей которых отвечал Абу Ханифа в своих работах: были муджассима, были кадарийя, мурджи‘а…

Т.о., невежество не знает привязки к определенному времени и к определенным общинам: невежество проистекает из несовершенства нафса, который не позволил открыть разум к принятию Истины.

А Истина постигаема и без учителя, ибо разум способен самостоятельно узнать, что Существует Единый Бог, Создатель нашего мира, Который Вечен и не подобен Своему творению ни в чем. Это должно пониматься человеком (мукалляфом) без раздумывания, это знание не терпит сомнения в нем. Поэтому ученые сказали, что кто отрицает что-либо из этого знания или сомневается в его истинности, хотя бы в малом, тот является кяфиром, вне зависимости от того,новый он человек в Исламе или же нет. Согласно суждениям Абу Ханифы и приверженцев школы «матуридий» человек (мукалляф), который никогда не слышал о нашем Пророке, салля-ллаhу ‘‘алейhи уа саллям, будет спрошен, однако, за свои убеждения в отношении Создателя, так как разум способен знать Истину о Нем, сам, без обучения, способен постичь Танзиhу-ллаh (т.е. Абсолютное Бесподобие Бога созданным,абсолютную отдаленность от недостатков).

Понимание того, что Создателю не присущи качества тел,- базовое в убеждениях мусульманина, без которого невозможно быть и считаться обладателем Имана, т.е. верующим.
Знать, что тело, а также свойства тела – местоположение, объем, направление (любое из 6-ти возможных – вверху, внизу, впереди, позади, справа, слева), движение,состояние покоя, разделение, соединение, температура, влажность, сухость, цвет,вкус, запах и т.п., — все это не достойно Бесподобия Бога, знание и понимание чего и составляет убеждения того, кого называют исповедующим Таухид (Единобожие). Ведь, Таухид, как сказал великий Имам Аль-Джунайд, радыя-ллаhу ‘анh, – это отличие Создателя, Существующего без начала, от созданных, существование которых имеет начало.

Понимание Абсолюного Бесподобия, таким образом, является неотъемлемым качеством мусульманина, мувахида (привережнца Единобожия), вне зависимости от эпохи и окружения, в котором живет человек.

А убеждение, что у Бога якобы есть верхнее, к примеру,направление, совершенно ясно, что нарушает знание об Абсолютном Бесподобии Бога.Чтобы снять возможные сомнения в данном вопросе, можно предложить познакомиться со словами ученых, разъяснивших понятия «джиhа» («направление») и «макан» («место»): http://www.moona.ru/?p=3580

Изучение изречений ученых о понятии «направление» подтверждает то, что оно (это понятие) может относиться только к телу, а потому абсолютно невозможно в отношении Создателя.

И если вернуться к замечанию, что сейчас время невежества, и что людям может быть сложно разобраться и найти правильное понимание, то посмотрим на время Призыва Пророка Мухаммада, мир Ему, когда окружавшее Его общество составляли одни язычники – идоло- и огнепоклонники, т.е. люди,совершенно далекие от понимания Единобожия. А как Пророк, мир Ему, довел до них Истину и обратил их к Вере? Разве Он подробно объяснил им, что Создателю не свойственно иметь место, образ и направление? Вспомните хотя бы один Хадис или Аят, в которых бы прямо говорилось бы, что Создателю не присущи тело, объем,направление, местоположение, движение, состояние покоя, цвет и т.п. Что же в Призыве Пророка, мир Ему, позволило его невежественным соплеменникам увидеть Истину?

Пророк, мир Ему, доводил до них знание Единобожия, приходившее с Аятами Кур’ана. Аллаh ниспослал в Своей Священной Книге Истину о Своем Абсолютном Бесподобии, являющейся наиважнейшим знанием для раба Божьего:

«Нет Абсолютно ничего, подобного Аллаhу» (смысл Аята 11 Суры «Аш-Шура»):

???????? ??

А также:

«Не приписывайте Аллаhу подобия»(смысл Аята 74 Суры «Ан-Нахль»):

????????? ??? ???????

И также другие Аяты.

Эти, как и другие Аяты об этом важнейшем знании, несли окружавшим Пророка, мир Ему, людям понимание того, что невозможно описывать Создателя качествами, присущими созданным, и тот, кто приписывает Ему сидение,либо остановку (утверждение на чем-либо) или место и направление, он приписывает подобие, что невозможно в отношении Бога, поэтому такой не знает своего Господа и не сумеет поклоняться Ему.

Но не все люди, пребывавшие в неверии, из окружения Пророка, мир Ему, могли услышать Аяты о Бесподобии Бога, и таким путем постигнуть эту Истину. Бывало, что Пророк, мир Ему, осуществлял свой призыв к Исламу без предварительной ознакомительной проповеди: проходя мимо палаток язычников, он громко произносил слова двух Свидетельств Ислама (Шаhадатана), чтобы они узнали о сути Ислама (которая заключена в этих словах), и те из взрослых имевших полноценный разум язычников, кто слышал эти слова, становились мукалляфами (ответственным и за свои деяния, и в первую очередь, за Веру и безверие). То есть, человеку достаточно было услышать в первый раз в жизни слова Шаhадатана, чтобы он стал бы призван к ответственности перед Богом за свое исповедание. И это говорит о том, что самостоятельное постижение Истины о Боге, о Его Абсолютной Бесподобности, — в возможностях каждого взрослого, имеющего полноценный разум человека. И поэтому нет оправдания тому, кто пренебрег своим разумом и ошибся в главном – в знании о своем Создателе. И такой человек, несомненно, является неверующим.

Как принять Ислам >> Другие статьи:

One thought on “Ошибающемуся в главном — нет оправдания!

  1. Ассаляму алейкум! Важная тема затронута в этой статье. Мне показалось, что к ней хорошо подходит изречение, которое я нашла в Интернете:

    Имам ан-Навави сказал: «Если кяфир скажет: «нет божества кроме того который обитает на небе», то он не считается мусульманином, также (не считается мусульманином) если скажет: «нет божества кроме Аллаhа обитающего на небе», потому что место не допустимо Аллаhу»

    (Равдату ат-Талибин 10/85).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *