Благословенная Ночь середины месяца Ша‘бан (Ночь бараат)

Благословенная Ночь середины месяца Ша‘бан (Ночь бараат)

Благословенная Ночь середины месяца Ша‘бан (Ночь бараат)

Мольба срединной Ночи месяца Ша‘бан, или

Что является правильным убеждением в отношении Божественного Предопределения

Приближается знаменательное событие — Ночь середины месяца Ша‘бан (Ночь бараат).

Вкратце расскажем, как лучше провести эту благословенную Ночь.

Сказал Посланник Аллаhа, Мухаммад, мир Ему: (значение): «Когда наступит Ночь середины месяца Ша‘бан, читайте ночные Намазы (Тахаджуд) и соблюдайте Пост следующего после нее дня». Передал это изречение Имам Ибн Маджаh.

Также Пророк сказал (значение): «Наилучший Намаз после обязательного – ночной Намаз». Передал изречение Муслим.

Ночь середины месяца Ша‘бан благословенна, поэтому желательно в эту ночь читать Молитвы и соблюдать Пост следующего дня, пребывая в состоянии Богобоязненности. Богобоязненность – это соблюдение Повелений Аллаhа и избегание всего того, что Он запретил. Как и в другое время, в эту ночь рекомендуется вспоминать о смерти, а также вспоминать о воскрешении мертвых, их сборе и отчете. Будет счастлив тот, кто уверовал и был Богобоязненным. А тот, кто был в неверии и угнетал, будет страдать. Поэтому необходимо лучше подготовиться к будущей жизни и, не ленясь, соблюдать Божьи Законы. Об этом сказано в Кур`ане:

это означает: «Не забудь взять из этой жизни то, что пригодится тебе на Том Свете». Кто не успел подготовиться к жизни на Том Свете, тот после смерти уже ничего не сможет сделать. И в первую очередь это касается приобретения религиозных знаний. Стремление к этим знаниям — требование к каждому совершеннолетнему мусульманину. Сказал Пророк, мир Ему:

Значение: «Стремление к необходимым религиозным знаниям – обязанность каждого взрослого мусульманина». Тот, кто не приобретает необходимые религиозные знания, — попадает в грех, хочет он этого или же нет.

Ночь Бараат (благословенная Ночь середины месяца Шаабан)

О некоторых ошибочных суждениях относительно месяца Ша‘бан и благословенной Ночи середины этого месяца.

Разъяснения в отношении Мольбы срединной ночи месяца Ша‘бан, о которой заявлено в названии темы, мы поместили в ее конце. А начнем статью с разъяснения убеждений по вопросу о Предопределении.

В последнее время в общине мусульман распространились ложные убеждения по вопросу Божественного Предопределения. Опасность заблуждения по этому вопросу не должна быть недооценена, поскольку вера в Предопределение является одним из столпов, на котором зиждется Вера мусульманина (Иман). Допускающий ошибочные взгляды по вопросу о Предопределении нарушает и свою веру в Бесподобность Создателя, тем самым умаляя Его Достоинство и Совершенство.

В Хадисе Джибриля (когда Архангел Джибриль, мир Ему, приходил к Пророку Мухаммаду, салля-ллаhу ‘аляйhи уа саллям, и задавал Ему вопросы об Исламе, Имане и Ихсане) в ответе Пророка на вопрос об Имане было сообщено, что вера в Предопределение является неотъемлемой частью Веры мусульманина.

Убеждения Аhлю-ль-Ислям (приверженцев Ислама) в отношении Предопределения таковы. Воля Аллаhа охватывает абсолютно все совершаемое и произносимое Его рабами. И ничего в созданном Им мире не происходит без Его на то Воли, Предопредления, Знания и Создания. А воля рабов Божьих находится под Волей их Господа, как сказано об этом в Кур‘ане (Сура «Ат-Таквир», Аят 29):

وما تشاؤون إلا أن يشاء الله رب العالمين

что означает: «Все ваши желания [ваша воля] предопределены вечной Волей Аллаhа, Господом миров».

Только по Воле Аллаhа все существующее появилось в бытии, будь то добро или зло, покорность Богу или же ослушание Его, Вера или же неверие. Ведь, не существует отдельного создателя для отдельной вещи (например, только для добра или только для зла) – Единственным Создателем всего сущего является лишь Аллаh!

Воля Аллаhа вечна, безначальна – она не меняется, не приостанавливается и не возобновляется  — подобно тому, как являются вечными, неизменными такие Его Атрибуты, как, например, Знание или же Могущество.

Всевышнему не присуща изменяемость – ни Его  Сущности, ни Атрибутам, поскольку изменяемость относится к качествам созданных.  Нельзя думать, что Аллаh изменяет какой-либо из Своих Атрибутов, например, Свою Волю, или же, например,  что Он якобы обновляет Свое Знание. Противоречит Вере мусульман убеждение, что у Аллаhа якобы появляется «новая воля», которой не было у Него в Вечности. По своей ложности это убеждение подобно другому – когда человек думает, что у Аллаhа якобы появляется «новое знание», которого не было у Него прежде.

Все, что наполняет наш мир и что происходит в нем, является созданным и предопределенным Богом. Все появляется в бытии и исчезает, абсолютно все события происходят по Воле Аллаhа. Несомненно, что все, произошедшее с рабом Божьим, было предопределено Создателем мира. Также и то, что произойдет с ним в будущем, — предопределено Им. Ничто из предопределенного Господом не меняется, так как Его Воля вечна. (Тогда как воля раба Божьего может меняться).

Если Аллаh хотел, чтобы что-либо произошло, то это обязательно происходит. Если же Он не хотел, чтобы это произошло, этого никогда не случится. Ничто и никто из созданных не может повлиять на Волю своего Господа и заставить изменить ее. Все, абсолютно все произойдет так, как предопределил это Аллаh.

Наш великий Пророк Мухаммад, мир Ему, следующими мудрыми словами разъяснил истину о том, что в Своей Воле Аллаh не зависим ни от одного из созданных, и что Его Предопределение ничто и никто не в состоянии изменить:

واعلم أنّ الأمة لو اجتمعت على أن ينفعوك بشىء لم ينفعوك إلا بشىء قد كتبه الله لك، ولو اجتمعوا على أن يضرّوك بشىء لم يضرّوك إلا بشىء قد كتبه الله عليك

«Знай, что если бы все созданные объединились бы, чтобы принести тебе какую-либо пользу, то не получишь ты ее, если это для тебя не предопределено Аллаhом. Если бы все созданные объединились, чтобы нанести тебе какой-либо вред, то, не смогут они тебе навредить, если этого для тебя не предопределил Аллаh – с тобой произойдет только то, что предопределено Аллаhом».

Из этого изречения мы можем извлечь знание о том, что ни одно из действий Божьих рабов не может повлиять на Волю Всевышнего, на то, что Он предопределил. Изменения Предопределения не происходит,  даже если абсолютно все созданные соберутся, чтобы вознести Мольбу Богу, прося о желаемом: если исполнения их просьбы не было записано в Судьбе, не было предопределено Богом, то этого никогда не произойдет.

Воля Аллаhа неизменна, и предопределенное Им обязательно свершается. Посланник Аллаhа, мир Ему, научил одну из своих дочерей произносить такие мудрые слова, утверждающие превосходство Воли Господа над волей Его рабов:

ما شاء الله كان وما لم يشأ لم يكن

«Все, что хотел Аллаh, — происходит, чего не хотел Аллаh – никогда не произойдет».
(Передал это изречение Абу Дауд).

Если человек воспримет мудрость, содержащуюся в этих словах, то постигнет знание о вечности Воли Аллаhа и неизменяемости того, что Он предопределил для Своих рабов и всех остальных созданий. Верное понимание этих слов дает узнать верующему о том, что если что-то записано в судьбе человека (т.е. предопределено Богом), то ее не сможет изменить ни Мольба, ни Милостыня, ни Намаз, ни любое другое из Богоугодных деяний человека – все произойдет только так, как это предопределил Аллаh.

Если бы Аллаh менял Свою Волю, отвечая на Мольбу Своего раба, то Он изменил бы ее для того, чтобы выполнить просьбу (Мольбу) Своего самого любимого создания – Пророка Мухаммада, мир Ему. Однако Аллаh не меняет Своей Воли, и испрашиваемого Пророком, мир Ему, не произошло.

Пророк поведал нам об этом своем обращении с Мольбами к Аллаhу:


وَرَدَ في حَديثِ مُسْلِمٍ أَنَّ الرَّسُولَ عليهِ الصَّلاةُ والسلامُ قالَ» :سَأَلْتُ رَبِّي لأُمَّتِي ثَلاثًا فَأَعْطَاني ثِنْتَيْنِ وَمَنَعَني وَاحِدَةً، سَأَلْتُهُ أَنْ لا يُهْلِكَ أُمَّتي بِالسَّنَةِ[1] العَامَّةِ فَأَعْطَانِيهَا، وَسألْتُهُ أَنْ لا يُسَلِّطَ عَلَيْهِمْ عَدُوًّا مِنْ غَيْرِهِمْ فَيَسْتَأصِلَهُمْ فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لا يَجْعَلَ بأسَهُمْ بَيْنَهُم فَمَنَعَِيها، وَقَالَ يَا مُحَمَّدُ إنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لا يُرَدُّ».

______________

[1]أي المجاعةِ

Имам Муслим передал от Саубана Хадис о том, что Посланник Аллаhа Мухаммад, мир Ему, рассказал:
«Я обращался к Господу, моля за свою Общину, с тремя просьбами. Две из них исполнилось, а одна осталась невыполненной. Я просил, чтобы моя Община не погибла бы от голода. Также я просил Аллаhа, чтобы Он уберег мою Общину от внешних врагов, желающих ее уничтожить. А также я просил Аллаhа, чтобы в моей Общине не было бы вражды, убийств и войн. Но это не исполнилось. И Он [Аллаh] сказал [что означает]: «О Мухаммад! Если Я предопределил что-либо, то этого никто не сможет изменить»».

Подобный же Хадис передал от Абу Хурайры хафиз ‘Абдур-Рахман Ибн Абу Хатим. В нем сообщается, что Пророк, мир Ему, обращался к Господу с четыремя просьбами, и только три из них были выполнены.

Сообщенное в этих Хадисах является ясным доводом к тому, что Аллаh, Пречистый от люБого недостатка, не меняет Своей Воли из-за Мольбы взывающего к Нему. Ничего не произойдет в созданном Им мире, кроме того, что Он предопределил для него и что создал по Своей Вечной Воле.

Ниже укажем на некотрые ошибочные убеждения по вопросу о Предопределении и покажем, в чем суть этих ложных взглядов:

Некоторые люди ввергли себя в страшное заблуждение, приписав нашему Вечному Создателю такое из созданных Им качеств как изменяемость. По их глубоко ошибочному мнению, Аллаh меняет то, что Он предопределил. Тем самым они приписали Аллаhу изменение Его Воли. Но Воля Божья вечна, она не меняется. Измененяемость может быть присуща только созданным. Она является основным их качеством, тогда как все Атрибуты Создателя вечны, неизменны, и все они свидетельствуют о Вечности Его Божественной Сущности.

Некоторые люди посчитали, что Мольба (Дуа’) человека, обращенная к Аллаhу, может поменять предопределенную Богом судьбу. В силу этого заблуждения такие люди даже просят порой Аллаhа изменить то, что Он предопределил им в их судьбе!

Те, кто думает, что предопределенное Аллаhом может изменяться, тем самым допускают, будто бы Аллаh что-то из созданного не предопределил (ведь, само понятие «предопределенное» указывает на обязательность осуществления того, что предопределено; иными словами, предопределенное не может не осуществиться).

Но если бы Аллаh не предопределил бы что-либо, это означало бы, что в Его Владениях происходит что-то без Его Воли и Его Знания. А раз это не было бы Ему известно, то значит, что Он узнавал бы о том, что произошло, лишь после того, как это случится. И если бы Он не знал, что это произойдет, то это происходило бы и не по Его Созданию (ибо Создающий обязательно знает о том, что будет Им создано). Таким образом, получается, будто бы у некоторых событий есть иной создатель, нежели Аллаh. А это уже не является убеждениями Единобожия, это противоречит Вере мусульман, признающих и верящих в Единого, Всезнающего, Всемогущего Создателя, пречистого от малейшего изъяна, невежественности, слабости.

Если человек обращается с Мольбой к Аллаhу, прося его об излечении от своей болезни, и если Аллаh даровал этому человеу выздоровление, то здесь можно говорить, что Мольба (желание) просившего совпала с Волей Аллаhа. Если же Аллаh не даровал этому просящему исполнения его просьбы, и он не излечился от своей болезни, то мы понимаем, что Аллаh не хотел для этого больного выздоровления. Ни в первом случае (когда Мольба исполняется, и человек выздоравливает), ни во втором (когда человек остается больным) не происходит изменения предопределенного Богом. И Мольба больного, и то, что ожидало человека после его Мольбы – выздоровление либо продолжение болезни, — были предопределены. И именно в силу того, что они были предопределены, они и произошли.

Из сказанного следует, что было бы заблуждением думать, что у человека, просившего Аллаhа о выздоровлении и получившего желаемое, якобы изменилась судьба – якобы ему было предопределено быть больным, а после его Мольбы предопределенное изменилось, и он выздоровел. Верующий придерживается в отношении этих событий совсем иной точки зрения. Он понимает, что судьба неизменна, так как предопределена Богом, а Бог не меняет Своей Воли. Поэтому все происходящее с человеком, входит в предопределенную ему Богом судьбу. Что суждено человеку – обязательно случится, что не суждено – никогда не произойдет.

Для верующего, обращающегося с Мольбой к Богу, в любом из двух исходов – в случае, если будет исполнена его Мольба, и тогда, когда его ожидает иное, – есть польза, потому что ему записывается вознаграждение (саваб) за это благочестивое деяние (обращение в Мольбе к Своему Господу), что поможет ему пройти испытания грядущего Судного Дня. По причине вознесенной Мольбы человек и его близкие в Этой жизни могут оказаться огражденными от бед.

О мольбе в срединную ночь месяца Ша‘бан

В некоторых книгах встречается текст ду‘а’ (мольбы), которое авторы рекомендуют возносить к Господу в срединную ночь месяца Ша‘бан. Текст этого ду‘а’ содержит фразы, смысл которых не соответствует Исламской ‘Акыде (Вероубеждению мусульман). Вошло в обычай у некоторых общин в разных странах читать это ду‘а’, собираясь в срединную ночь месяца Ша‘бан в мечетях либо уединяясь у себя в домах.

Некоторые люди ошибочно считают, что это ду‘а’ передано от Пророка, мир Ему, и от некоторых Его благочестивых сподвижников. Это мнение не имеет под собой никакого основания, а является ложью в отношении Пророка, мир Ему, и Его сподвижников.

В этом ложном ду‘а’, в частности, говорится:


هو قولهم (فهذا الكلام معناه مخالف للعقيدة الصحيحة): «اللهمّ إن كنتَ كتبتني عندكَ في أمّ الكتاب شقيًّا أو محرومًا أو مطرودًا أو مقتّرًا عليّ في الرزق فامح اللهمَّ شقاوتي وحرماني وطردي وإقتار رزقي واكتبني عندك من السعداء»

Перевод слов этого дуа’ (Внимание: их значение противоречит Исламским убеждениям!):

«О Аллаh! Если Ты записал меня в Матери Книг [т.е. на Хранимой Скрижали, на которой в начале Творения были записаны судьбы всех созданных]  в числе несчастных (заблудших), лишенных милости, обделенных пропитанием, то прошу Тебя, о Аллаh, сотри запись о моем заблуждении, лишении, бедности и запиши меня на Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага, и осчастливленных Раем».

Несомненно, что смысл этих слов противоречит правильным убеждениям, которые являются непременным атрибутом верующиго. Убеждение в том, что Аллаh якобы изменяет Свою Волю либо Знание, либо любой другой из Своих Атрибутов, является убеждением неверия. Об этом писал Имам Абу Ханифа, а также многие другие выдающиеся ученые Ислама.

Что же, несмотря на очевидность правильности убеждения о неизменяемости Воли Аллаhа, а, значит, Его Предопределения, дает некоторым людям думать, что это ду‘а’ допустимо для чтения, что оно соответствует Исламу? Причиной этому, скорее всего, являются слова, которые стоят в этом дуа’ дальше, вот они:

«Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада, мир Ему, и слово Твое истинное: «Аллаh стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаhа Хранимая Скрижаль»».

На самом же деле сказанное Аллаhом в Кур‘ане (Сура «Ар-Ра‘д», Аят 39):

قال تعالى: «يمحوا الله ما يشاء ويثبت وعنده أم الكتا

означает: «Аллаh по Своей Воле отменяет некоторые из положений в Кур‘ане, ниспосланных Им прежде, и заменяет их новыми, а также оставляет в силе другие положения в Священной Книге. Все это свершается лишь по Его Откровению. И знание об этом – об отменяющих положениях и об отмененных – зафиксировано на Хранимой Скрижали (Аль-Ляуху-ль-Махфуз)». (Данное разъяснение смысла этого Аята приведен, в частности, в тафсире Джаляляйн).

Как видим, это толкование далеко от смысла, который вкладывается в него в упомянутом ложном ду‘а’. Данный Аят не несет смысла об изменении Воли Аллаhа по причине Мольбы (Ду‘а’), либо Милостыни (Садака), либо Обета (Назра), совершаемых человеком.

К сожалению, уже многие люди, услышавшие или прочитавшие в книгах об этом ду‘а’, стали читать его и, что самое печальное, приняли содержащиеся в нем ложные убеждения, которые нарушают Веру мусульманина. Чтобы возобновить свою Веру, им будет необходимо уверовать в истину о неизменяемости Предопределения Аллаhа и засвидетельствовать о ней – произнести слова двух Исламских Свидетельств:

«Ля иляhа илля-ллаh, Мухаммаду-р-Расулю-ллаh» («Нет божества кроме Единого Бога, Мухаммад – Его Посланник»).

И в заключение напомним, что человеку следует всегда со всем усердием и серьезностью стремиться к совершению  благих деяний. И хорошей возможностью для этого является совершение искреннего Поклонения Аллаhу в особые ночи, выделенные Им из других ночей года, благословленные и возвеличенные Им. А пользу этого Поклонения верующий увидит в Судный День. Кто желает возносить Аллаhу в благословенную ночь середины Ша‘бана Мольбы, то возможно читать известные Ду‘а’, имеющие благочестивые просьбы и восхваления Аллаhа. И даже если не известно нам, что они пришли от Пророка, мир Ему, несомненно то, что в них содержится добро, в отличие от упомянутого в статье ложного дуа’.

Да удостоит нас Аллаh Своей Милости и дарует нам Спасение! Аминь.

Ша‘бан (Шаабан)
месяц шаабан
пост шаабан
пост месяца шаабан
бараат
ночь бараат

Как принять Ислам >> Другие статьи:

3 thoughts on “Благословенная Ночь середины месяца Ша‘бан (Ночь бараат)

  1. Да, к сожалению, неправильное дуа, о котором здесь написано, очень распространилось с среде наших мусульман. Оно есть и в книгах, и в статьях, приуроченных к ночи середины Шабана. Его читают в мечетях. Хорошо, что в своем большинстве люди не понимают его смысла неверия, но имамы, которые руководят проведением этой ночи в мечетях, скорее всего, понимают его смысл. И это очень для них опасно

      • Лауху-ль-Махфуз (Хранимой Скрижали) — это одно из первых созданий Аллаhа. И когда оно было создано, то на нем было записано абсолютно все, что произойдет позже. (Подробнее о начале Создания можно прочесть здесь:
        http://www.moona.ru/?p=858 — Очередность создания,
        http://www.moona.ru/?p=2830 )

        А Речь Аллаhа (если понимать ее как нисполание созданным) — это ниспосланные Им Священные Писания.
        Другое значение слов «Речь Аллаhа» — это Вечный Божественный Атрибут, не подобный качествам творений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *