Об определении начала месяца Рамадан. Опровержение позиции Абу Али

ПРОЩАЯСЬ С РАМАДАНОМ...Об определении начала месяца Рамадан. Опровержение позиции Абу Али.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً

Это означает: «Соблюдайте Пост, увидев молодой месяц (Рамадана), и прекращайте Пост, когда увидите молодой месяц (Шаууаля), а если не смогли его увидеть (новолуние Рамадана), то дополните месяц Ша‘бан тридцатым днём» (Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие).

Итак, Пророк, мир Ему, указал нам на метод определения начала и окончания месяца Поста Рамадана. Поэтому в следовании данному методу выражается наша покорность Пророку, мир Ему, что является одной из важнейших обязанностей мусульманина.
Согласно этому методу наблюдение за новолунием производится на открытой местности сразу после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан, предшествующего Рамадану. Новый месяц появляется на западном горизонте, поэтому наблюдения проводятся за западной стороной неба. Следует отметить, что при наблюдении за состоянием луны в целях определения начала нового лунного месяца не используются ни телескопы, ни другие оптические приборы, и вывод о результатах наблюдения не делается на основе трансляции съемки ночного неба со спутников. Согласно данному предписанию Шари‘ата наблюдение за небом должно осуществляться невооруженным глазом.
Мусульмане со времен Пророка Мухаммада, мир Ему, на протяжении многих веков и по сей день следуют этому правилу. Этот метод определения начала и конца Рамадана передается из поколения в поколение, и о нем знают во всем мире – как ученые, так и простые верующие.
Не следует думать, что люди во времена Пророка, мир Ему, или в эпоху Его благочестивых сподвижников были неграмотными в науке расчета фаз луны. Они много наблюдали за небом, солнцем, луной, звездами. Люди в те далекие времена знали о фазах луны и положении планет и звезд намного лучше, чем многие наши современники.
Но несмотря на это Пророк Мухаммад, мир Ему, не занимался расчетами. Он передал нам Божье предписание по вопросу наступления месяца Рамадана, согласно которому начало месяца определяется либо видением молодого месяца, либо исходя из того, что считают месяц Ша‘бан состоящим из 30-ти дней, но не на основе расчетов фаз луны.
Воистину, наш Всемогущий Творец предписал нам соблюдение Его Закона, переданного нам через последнего Пророка, мир Ему, после которого не будет до Судного Дня никакого нового Закона. Поэтому этот Закон пригоден для всех времен и эпох, он не устареет до Конца Света.

Однако известный в некоторых кругах проповедник Абу Али пошел против этих слов Пророка, мир Ему, утверждая, что в Шари‘ате якобы есть законное мнение, что можно делать вывод о начале лунного месяца на основе результатов астрономических расчетов. Но зададим ему вопрос: возможно ли, чтобы законное мнение противоречило бы ясным словам Пророка, мир Ему, переданным в самых авторитетных сборниках Хадисов – Имамов-Хафизов Аль-Бухарий и Муслима?! Возможно ли, чтобы такое мнение вошло бы в противоречие с Единогласным Постановленем (Иджма‘) по данному вопросу ведущих ученых Ислама (муджтаhидов), сведения о котором передают ученые разных правовых школ Ислама (мазhабов)?!

Вернемся к словам Пророка, мир Ему. В этом Хадисе Пророк не только указал на законный метод в определении начала месяца, но и сообщил о запрете поступать по-другому – прибегать к расчетам в данном вопросе:

”إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ“

Это означает: «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям, догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (состоящим из 29-ти дней), и таким (то есть состоящим из 30-ти дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто облаками, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем» (этот Хадис передан в авторитетных сборниках Имамов Аль-Бухарий и Муслима).
Как видим, здесь Пророк ясно сказал, что мы не занимаемся расчетами, и это убедительный ответ тем, кто утверждает обратное. Важно знать, что данный Хадис всегда приводится учеными при разъяснении правил определения начала лунного месяца.

Удивляет, что Абу Али оставил в стороне слова Пророка, мир Ему, и принял то из написанного в книгах ученых, что явным образом противоречит сказанному Пророком, а также общей позиции ученых-муджтаhидов. Более того, на основани прочитанных им слов в книгах, он стал самонадеянно утверждать, что среди ученых не существует единогласия в этом вопросе, тем самым отменив Иджма‘.

Однако обратимся к словам авторитетных ученых разных мазhабов, которые привели Иджма‘ в этом вопросе:

Мазhаб Шафи‘ий

• В книге «Асна-ль-маталиб шарх Рауд-ат-талиб» («Объяснение книги «Рауд ат-талиб») Шейха Закарийя Аль-Ансарий (ум. в 925 г.h.) по школе Имама Аш-Шафи‘ий сказано (том 1, стр. 410, издательство «Аль-Мактаба Аль-Ислямийя»):

ولا عبرة بالمنجم (أي بقوله) فلا يجب به الصوم ولا يـجوز والمـراد بآية: [وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ] [النحل: 16] الاهتداء في أدلة القبلة وفي السفر

«При определении начала Поста не берутся во внимание слова звездочетов и астрономов, и в этом случае Пост не становится обязательным, и он не будет принят Богом. А тем, кто ссылается на Аят (Сура «Ан-Нахль», Аят 16): (وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ), ответим, что в нем речь идет о том, что люди наблюдают за звездами для определения направления во время Намаза и курса в путешествии» (то есть в этом Аяте речь не идет об определении новолуния).

• В книге «Фатхь аль-Бари», которая является лучшим шархом (разъяснением) сборника Хадисов Имама Аль-Бухарий «Ас-Сахих», после подробного разъяснения того, что нельзя полагаться на расчеты для определения начала месяца Рамадан, Имам-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний говорит:

قال الباجي : وإجماع السلف الصالح حجة عليهم

«Аль-Баджи сказал: «И была на этом Иджма’ [единогласие] праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) доводом против них (тех, кто полагается на расчеты для определения начала месяца Поста)»».

Мазhаб Маликий

• В книге «Ад-Дурр ас-самин уа-ль-маурид аль-му‘ин» Шейх Абу ‘Абдуллаh Ибн Ахмад Майяраh Аль-Маликий [ум. в 1072 г.h., т.е. 360 лет тому назад], сказал:

قال الشهاب القرافي عن سند : لو كان الإمام يرى الحساب في الهلال فأثبت به لم يتبع لإجماع السلف على خلافه

«Аш-Шиhаб Аль-Курафий (ум. в 684 г.h.) передал от Синда (ум. в 541 г.h.) следующее: «Даже если правитель определил начало месяца, основываясь на расчетах, нельзя следовать его решению, так как это противоречит единодушному заключению (Иджма‘) праведных саляфов [мусульмане, жившие в первые три века hиджры – в период, названный Золотым веком Ислама]» ».

Мазhаб Хамбалий

• В книге «Кашшафу-ль-Къина‘» (том 2, стр. 302) Шейх Аль-Буhутий Аль-Ханбалий написал:

إن نواه أي صوم يوم الثلاثين من شعبان بلا مستند شرعيّ من رؤية هلاله أو إكمال شعبان أو حيلولة غيم أو قتر ونحوه ان صامه لحساب ونجوم ولو كثرت إصابتهما أو مع صحو فبان منه لم يجزئه صومه لعدم استناده لما يعوّل عليه شرعًا

«Если кто-то вознамерился соблюдать Пост в тридцатый день месяца Ша‘бан без основания по Шари‘ату (а это видение молодого месяца (Рамадана) или дополнение месяца Ша‘бан тридцатым днем, или облачность и тому подобное) и постился, опираясь на расчеты и сведения о расположении звезд, то несмотря на то, что ранее часто случалось совпадение этих расчетов с определением по наблюдению, его пост в этот день не будет действительным, так как он не руководствовался Шари‘атским обоснованием для совершения этого ритуала».

Мазhаб Ханафий

• Имам Ибн ‘Абидин (ум. в 1252 г.h.) в объяснении книги «Ад-Дурр Аль-Мухтар», которое является одной из известнейших работ среди самых авторитетных ученых школы Имама Абу Хьанифы (том 3, стр. 354, издательство «Дару-ль-Кутуби-ль-‘ильмийя»), в разделе «Ас-Саум» («Пост») написал:

(قَوْلُهُ: وَلَا عِبْرَةَ بِقَوْلِ الْمُؤَقَّتَيْنِ) أَيْ فِي وُجُوبِ الصَّوْمِ عَلَى النَّاسِ بَلْ فِي الْمِعْرَاجِ لَا يُعْتَبَرُ قَوْلُهُمْ بِالْإِجْمَاعِ».
«وَوَجْهُ مَا قُلْنَاهُ أَنَّ الشَّارِعَ لَمْ يَعْتَمِدْ الْحِسَابَ بَلْ أَلْغَاهُ بِالْكُلِّيَّةِ (أي في وجوب الصوم) بِقَوْلِهِ «نَحْنُ أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لَا نَكْتُبُ وَلَا نَحْسِبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا»»

«Обязанность соблюдения Поста не основывается на словах тех, кто занимается расчетами, более того в разделе «Аль-Ми‘радж» приводится Иджма‘ (единодушное заключение мусульманских ученых) о том, что мнения астрономов и звездочетов не принимаются во внимание». «Значение того, что мы говорили ранее: тот, кто донес до нас Шари‘ат (т.е. Пророк Мухьаммад, мир Ему), не утвердил расчеты в качестве основы для начала соблюдения Поста, но полностью отверг их следующими своими словами: «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям, догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (состоящим из 29-ти дней), и таким (то есть состоящим из 30-ти дней)»».

Это далеко не полный список ученых, которые передали суждение об обязательности следования в определении начала лунного месяца результатам наблюдения за ночным небом и запрете опираться на расчеты и сведения о расположении звезд, приведя Иджма‘ ученых в этом вопросе.
Что же касается суждения о следовании расчетам в определении начала месяца, то ученые сказали, что это мнение является отклонившимся от общего суждения ученых-муджтаhидов (мнение «шазз») и поэтому оно должно быть отвергнуто. На это указал, в частности, Имам Ибн hабира в книге «Ихтиляфуль-Аиматуль-‘уляма’» («Разные заключения ученых») :

ﺇﻻ ﻣﺎ ﺭﻭاﻩ ﺃﺑﻮ ﺣﺎﻣﺪ اﻹﺳﻔﺮاﺋﻲ ﻣﻦ ﺃﻧﻪ ﻻ ﻳﻠﺰﻡ ﺑﺎﻗﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺼﻮﻡ، ﻭﻏﻠﻄﻪ اﻟﻘﺎﺿﻲ ﺃﺑﻮ اﻟﻄﻴﺐ اﻟﻄﺒﺮﻱ ﻭﻗﺎﻝ: ﻫﺬا ﻏﻠﻂ ﻣﻨﻪ ﺑﻞ ﺇﺫا ﺭﺃﻯ ﺃﻫﻞ ﺑﻠﺪ ﻫﻼﻝ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﻟﺰﻡ اﻟﻨﺎﺱ ﻛﻠﻬﻢ اﻟﺼﻴﺎﻡ ﻓﻲ ﺳﺎﺋﺮ اﻟﺒﻼﺩ. ﻭاﺗﻔﻘﻮا ﻋﻠﻰ ﺃﻧﻪ ﻻ اﻋﺘﺒﺎﺭ ﺑﻤﻌﺮﻓﺔ اﻟﺤﺴﺎﺏ ﻭاﻟﻤﻨﺎﺯﻝ ﻓﻲ ﺩﺧﻮﻝ ﻭﻗﺖ اﻟﺼﻮﻡ ﻋﻠﻰ ﻣﻦ ﻋﺮﻑ ﺫﻟﻚ ﻭﻻ ﻋﻠﻰ ﻣﻦ ﻟﻢ ﻳﻌﺮﻓﻪ ﻭﺇﻥ ﺫﻟﻚ ﺇﻧﻤﺎ ﻳﺠﺐ ﻋﻦ ﺭﺅﻳﺔ ﺃﻭ ﺇﻛﻤﺎﻝ ﻋﺪﺩ ﺃﻭ ﻭﺟﻮﺩ ﻋﻠﺔ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﺗﻘﺪﻡ ﻣﻦ اﺗﻔﺎﻗﻬﻢ ﻋﻠﻰ ﺫﻟﻚ. ﻋﻠﻰ ﻣﺎ اﺗﻔﻘﻮا ﻋﻠﻴﻪ ﻣﻨﻪ. ﻭاﺧﺘﻠﻔﻮا ﺧﻼﻓﺎ ﻻﺑﻦ ﺳﺮﻳﺞ ﻣﻦ اﻟﺸﺎﻓﻌﻴﺔ. ﻗﺎﻝ اﻟﻤﺆﻟﻒ: ﻋﻠﻰ ﺃﻥ اﺑﻦ ﺳﺮﻳﺞ ﺇﻧﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﻫﺬا ﻓﻲ ﻣﺎ ﻳﻈﻦ ﻣﻦ اﻻﺣﺘﻴﺎﻁ ﻟﻠﻌﺒﺎﺩﺓ ﺇﻻ ﺃﻧﻬﻢ ﺷﺬﻭﻩ ﻣﻨﻪ ﻷﻧﻪ ﻻ ﻳﺄﻣﻦ اﺣﺘﻴﺎﻃﻪ ﻟﻠﻌﺒﺎﺩﺓ ﺑﻤﺎ ﻳﺘﺮﻙ ﻟﻠﻤﻨﺠﻤﻴﻦ ﻣﺪﺧﻼ ﻓﻲ ﻋﺒﺎﺩاﺕ اﻟﻤﺴﻠﻤﻴﻦ.
ﻭاﻟﻨﺒﻲ — ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻗﺎﻝ: » ﺻﻮﻣﻮا ﻟﺮﺅﻳﺘﻪ ﻭاﻓﻄﺮﻭا ﻟﺮﺅﻳﺘﻪ «، ﻭﻟﻢ ﻳﻘﻞ: ﺻﻮﻣﻮا ﻟﻠﺤﺴﺎﺏ ﻭاﻓﻄﺮﻭا ﻟﻪ. ﻭاﺗﻔﻘﻮا ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﺫﻟﻚ ﺇﻧﻤﺎ ﻳﺠﺐ ﻣﻦ ﺭﺅﻳﺔ ﺃﻭ ﺇﻛﻤﺎﻝ ﻋﺪﺩ ﺃﻭ ﻭﺟﻮﺩ ﻋﻠﺔ.
Но посмотрите, что говорит Абу Али! Он говорит: нет в этом вопросе Иджма‘, а мнение о дозволенности следовать расчетам в определении начала месяца не относится к отвергаемым или слабым, но является утвержденным мнением мазhаба. Тем самым он отверг слово авторитетнейших ученых разных правовых школ Ислама. Но более серьезно то, что Абу Али пренебрег словами Пророка, мир Ему, переданными от Него по цепочке учеными-Хафизами, и предпочел последовать напечатанному в книгах «мнению», противоречащему словам Пророка, а также единогласию ученых Ислама. Что это как не оспаривание Хадиса Пророка, мир Ему, в котором нам дано ясное указание о методе определения начала месяца?! Сказанное Пророком – это закон, и никакое иное «мнение» его не может опровергнуть!

С сожалением нужно еще заметить, что Абу Али не остановился на этом, но пошел еще дальше в своем оспаривании Пророка, мир Ему, когда в конце своей речи по теме об определении начала месяца Рамадана дал критическую оценку сообщенному Пророко

м методу, увидев в нем своим искаженным взглядом недостатки и затруднительность для мусульман.

Да сохранит нас Аллаh на пути Истины и наставит тех, кто заблуждается и заблуждает других! Амин!

Как принять Ислам >> Другие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *