Разум свидетельствует о правдивости Ислама

Разум свидетельствует о правдивости Ислама

Из книги «Разум свидетельствует о правдивости Ислама», в которой приводятся умственные доказательства истинности Ислама, и совет как разъяснить истину тем, кто ее отрицает.

Хвала Аллаhy, Господу миров, всякое благо от Него, и выражаем нашу наивысшую благодарность Всевышнему. И, обращаясь к Аллаhу, просим даровать особое почтение и благословение нашему любимому Пророку Мухаммаду, мир Ему, и тем, кто поддержали Его из Его семейства и Его сподвижников и тем, кто следует их пути до конца Света!

Необходимо знать, что одной из коллективных обязанностей мусульман является, чтобы в общине были такие люди, которые знают вопросы Вероучения и умеют привести убедительные доказательства.

Доказательства истинности Ислама бывают двух видов:
1. Доказательства, которые взяты из Кур’ана и Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему (даляиль наклийя).
2. Доказательства, основанные на умственных заключениях (даляиль ‘аклийя).

Даляиль наклийя являются неоспоримыми доказательствами, т.к. они опираются на Аяты Небесного Писания – Кур’ана и изречения Пророка, мир Ему.

Однако существуют люди, которые не верят в то, что сказано в Кур’ане. В этом случае для объяснения Истины, существует второй вид доказательств, основанный на умственных рассуждениях (даляиль ‘аклийя). Поэтому помимо религиозных заключений нам необходимо знать еще и умственные подтверждения истинности религии.

При этом они должны быть достаточными для того, чтобы сохранить истинные знания, и быть вескими для того, чтобы с их помощью можно было доказать истинность Ислама тем, кто выступает против истины.

Среди мусульман обязательно должны быть люди, которые владеют необходимыми доказательствами для опровержения мнений неверующих, а также тех, которые считают себя мусульманами, а по существу искажают истину, и даже не понимая суть Ислама. Здесь имеются ввиду истинные знания, т.е. знания, содержащиеся в Кур’ане или переданные Пророком, мир Ему, или сведения, истинность которых подтверждается единогласным мнением теологов Ислама, т.е.Иджма’.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что Его община не объединится для распространения заблуждения. Прилагать усилия, выполняя эту задачу – важное дело для мусульман для сохранения и укрепления в Вере.

В Кур’ане сказано ( Сура 9 «Ат- Тауба » Аят 122 ): Толкование: «Необходимо отправить из каждой общины группу людей,чтобы они укрепились в Вере, и чтобы по возвращении они смогли увещевать оставшихся людей. Может они станут остерегать себя и других от зла». Этот Аят призывает к тому, чтобы среди мусульман были люди, способные предупреждать о вреде, разного рода, неверных представлениях, защищая, таким образом, общество ото лжи.

Убеждения мусульман основаны не на иллюзиях, а подтверждаются здравым разумом. Разум же свидетельствует об истинности Шари’ата. Шари’ат – Закон Бога, в котором нет ничего того, что не воспринимается разумом. Аллаh повелел нам соблюдать только то, что мы в силе делать.

Для того, чтобы в дискуссии с заблудшим показать ошибочность его убеждений и доказать ему то, что этот мир создан, и Создатель мира – Бог, и что Бог существует вечно без начала и не похож на то, что Он Создал, необходимо ему последовательно разъяснить следующие 8 вопросов:

1. Определение путей и способов получения знаний.

Сначала необходимо определиться – каким образом происходит получение знаний. Откуда человек получает знания? Как отличить истину от лжи? Какие виды знаний существуют? И как получить правдивые знания?

2. Доказательство того, что вселенная (мир) создана, т.е. имеет начало.

3.Доказательство существования Всевышнего, основываясь на умственных заключениях (подтверждение умом существование Бога).

4. Подтверждение того, что Аллаh – Создатель вселенной и Он не подобен своим созданиям.

5. Подтверждение существования Мухаммада, мир Ему.

6. Подтверждение того, что Мухаммад, мир Ему, является Пророком.

7. Подтверждение того, что Пророк, мир Ему, правдив во всем, что передал от Аллаhа Всевышнего.

8. Подтверждение того, что почетный Кур’ан ниспослан Аллаhом, и что он не сочинен кем-либо.


1. Разъяснение о способах получения знаний

К различным видам получения и накопления информации относятся:

1) Приобретение знаний в результате непо­средственного контакта с окружающим миром органами чувств, т.е. когда человек получает информа­цию посредством пяти орга­нов восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Например, если один человек говорит, что мел белый, а другой говорит, что он черный, то для того, чтобы убедиться в том, что он дей­ствительно белый, мы полагаемся на зрение.

2) Получение знаний посредством здравого разума. Разум – это качество человека, с помощью кото­рого он отличает истину от заблуждения, полезное от вредного, хорошее от плохого. Существуют три вида созданий, которые имеют разум: Ангелы, люди и джины. Животные не имеют разума. Знание, которое мы получаем, либо очевидное (необходимое), либо приобретаемое в результате умственного труда (с помощью размышлений, рассуждений).

Очевидное (необходимое) знание — это знание, которое мы можем получить без доказа­тельств, как, например: информация, полученная с помощью пяти органов чувств (наблюдая за тем*, что нас окружа­ет, мы видим, что какие-то объекты находятся в движении, а другие -в покое; что-то имеет кислый вкус, а что-то – горький); также не требуется дополнительных разъ­яснений и доказательств, чтобы понять, что целый объект больше его составной части, как, например, то, что стул больше его ножки – это явно и понятно.

Знание, приобретаемое в результате умствен­ного труда – это знание, которое получают в результате наблюдения, сравнения, изучения, приведения доказательств. Т.е. знание, приобретенное в результате какого-либо труда, проведен­ного для подтверждения. Это не означает, что по любому вопросу у человека возникают сомнения и требуются доказательства, но в случае, когда требуется убедить другого, не всегда бывает достаточно просто сказать «посмотри» или «попробуй», а порой приходится и потрудиться, чтобы убедить или переубедить человека. Напри­мер, когда речь идет о том, что вселенная создана (возникла, появилась).

Наш здравый разум подтверж­дает истинное и отрицает ложное и абсурдное. К приме­ру, если кто-то заявит, что внутри наручных часов нахо­дится слон размером 3?4 метра, то вряд ли кто-то, услы­шав такое, будет заглядывать внутрь часов, для того, чтобы удостовериться, что слона там нет, ведь это – абсурд, такое Наш разум не воспринимает. Разум свидетельствует о том, что является истиной, а что -ложью.

Таким образом, умственные заключения делятся на три вида:

1) Обязательное умозаключение (не подлежа­щее сомнениям) – это то, что обязательно существует. Это существует и никак не может быть иначе, т.е. невозможно представить умом его небытие или его исчезновение (речь идет об Аллаhе и Его Сыфатах). Наш разум обязательно дает подтверждение этому.

2) Абсурдное умозаключение – то есть то, что невоз­можно представить умом существование этого. Это не означает, что человек сомневается в том, существует это или нет. Наш разум подтверж­дает без сомнений, что такого не бывает и быть такого не может. Как, например, наш разум не принимает (отрицает) существование помощни­ка у Аллаhа, так как это является абсурдом.

3) Возможное умозаключение – то есть то, что умом можно представить существование или исчез­новение этого. Здесь речь идет о созданных, как например – люди: можно представить исчезнове­ние (смерть) какого-либо человека или появле­ние (рождение) его, также как возможно предста­вить исчезновение или появление какого-либо растения, дерева, как и всех остальных создан­ных, т.к. умом их существование или небытие воспринимаются как возможное. То есть все вышесказанное подтверждается на основе умственных заключений.

Хабар мутауатир (с араб. яз. —«утвержденное по цепочке правдивое известие») – это информация или известие, передаваемое от одной большой группы людей другой группе (не меньшей по численности) и так последовательно до наших дней. Невозможно, чтобы все люди, передающие такую весть, сговори­лись обмануть. Поэтому ум признает истинность этой информации. При этом необходимо, чтобы пере­даваемое известие в каждом звене этой цепочки: первой, последней или любой промежуточной, было аналогично.

Хабар мутауатир принимается как необходимое знание и не требует дополнительного труда и размышлений для доказательства. Например, переда­но нам, что ранее жили известные личности – правители и лидеры. Даже если мы не жили во времена Чингисхана, но нам передано об этом от предыдущих поколений большой группой людей, и мы принимаем это за истину. Или если передано нам о разных наро­дах, территориях и странах, то тут мы не спорим, принимаем это за достоверное знание.

Если кто-то отрицает хабар мутауатир – он упорствует и такой человек подобен тому, кто отрицает свое рождение собственной матерью, из-за того, что он якобы не был свидетелем того, как она его рожала.

Ложной является информация, которая передана большим количеством людей от предыдущей группы (меньшей численности), которая взяла эту весть от предыдущей группы (более меньшей численности) и так далее, а у истоков было 2-3 человека, обманув­шие всех остальных, то есть источник был не правди­вый.

К примеру, могла произойти такая история: двое знакомых, встретившись, договорились, что если кто-то спросит их, почему они стоят у магазина, отве­тят, что ждут дефицитный товар. К ним подходит человек и спрашивает: «Что ждете?», они отвечают заранее придуманной заготовкой. Затем, видя скопле­ние людей (очередь у магазина), подходят другие и верят словам предыдущих. Так собирается толпа, а первые обманщики уходят, уверяя, что скоро вернут­ся. В результате собирается большое количество людей, убежденных на основании слов предыдущих, ожидающих дефицитный товар, и все они продолжа­ют стоять и ждать, а кто был у истоков этой информа­ции? Обманщики. Поэтому мы смотрим не на преды­дущую группу, а на источник.

Примечание: Эти знания необходимы в разговоре с людьми, которым кажется, что они знают Ислам, но по существу они передают искаженную информа­цию. Например, ваххабиты говорят: «Посмотрите, во всех книгах сказано одно и тоже…», но в действи­тельности нужно смотреть не на разнообразие лите­ратуры, имеющейся в наше время, а на их первоисточник.

Даже если сотни людей, в том числе и известные в наше время лица, показывая литерату­ру, говорят: «Здесь
написано, что Абу Ханифа сказал…», то мы должны смотреть не на те экземпляры книг, которые сейчас распространяются огромными тиража­ми, а на первоисточ­ник, т.е. рукописи автора. Это связано с тем, что некоторые люди для того, чтобы их ложные убеждения посчита­ли истинными дошли до такой степени обмана, что не стесняются предпринимать попытки внесения искажений в книги авторитетных ученых.

В данном случае речь идет о рукописи книги Абу Ханифы «Аль-Уасыйя» («Завещание»). Величайший теолог Имам АбуХанифа сказал в книге «Аль-Уасыйя»:

«Подтверждаем, что Аллаh Всевышний – Властелин Аль-’Арша. Он не нуждается в нем и не утвердился на нем. Он – Тот, Кто сохраняет Аль-’Арш и другие создания без нужды в этом. Если бы Он нуждался в этом, то не смог бы дать бытие Вселенной, а также каждому из созданных в отдельности. И если бы Он нуждался в восседании и утверждении, то где бы Он был до создания Аль-’Арша?! Хвала Аллаhу, Кото­рый превыше всех недостатков!».

В некоторых изданиях работ Абу Ханифы на араб­ском языке, выпущенных, в частности, ваххабитами, имеются искажения его слов. К примеру, в данном месте арабского текста«Завещание» Абу Ханифы была введена лишняя запятая, а из слова (истикрар) были изъяты последние две буквы (« j» и « I»), в результате чего получилось слово, не прием­лемое в речи об Аллаhе: истакарра, означающее «утвердился», и смысл слов Абу Ханифы был изме­нен на противоположный (!) (см. копию оригинала рукописи работы Абу Ханифы и страницы из книги, выпущенной ваххабитами).

Как принять Ислам >> Другие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *