Бог не тело! Бог существует без образа, без места, без направления! Нет ничего подобного Ему!

Бог не тело! Бог существует без образа, без места, без направления! Нет ничего подобного Ему! Разъяснение того, что между учеными нет разногласий по вопросу о неверии тех, кто имеет УБЕЖДЕНИЯ  таджсима (приписывания Создателю качеств тела), и того, почему у ученых есть разногласия в формулировках, касаемых данной темы:

Среди ученых и простых мусульман известно и в чем они все убеждены без сомнений, что человек, имеющий убеждения приписывания Богу подобия, является неверующим, т.к. противоречит самой основе Единобожия. А эта основа, согласно сказанному учеными Ислама, заключается в том, чтобы исповедывать убеждения, что Создатель не подобен созданному.

Но когда дело касается ситуаций, в которых человек произносит слова, в той или иной степени указывающие на неверие сказавшего их, то здесь требуется досконально рассмотреть случившееся до того, как сделать заключение об отступлении сказавшего от Ислама. Бывает, что выражение имеет несколько смыслов, один или несколько из которых являются смылами неверия, а один или несколько не являются неверием. О человеке, произнесшем такие слова, сразу не говорим, что он отступил от Ислама, потому что для заключения о его неверии необходимо быть убежденным, что он имел в виду именно значение неверия.

Другая ситуация: человек сказал слова однозначного неверия (слова имеют лишь значение неверия), однако, и здесь могло быть так, что человек по незнанию употребил слова неверия, ошибочно думая, что они имеют другой смысл, не содержащий неверия (это может быть у людей, которые говорят на не родном языке, а также когда язык для человека родной, но его знания своего языка недостаточны).

Учитывая эти позиции рассмотрим то, что говорили разные ученые по вопросу о том, кто называет Бога телом.

В прошлом существовали группы, члены которых исповедывали убеждения ташбиhа (уподобления Бога созданным) и таджсима (приписывание Богу телесности – тела и свойств тела). Их носители были кяфирами (неверующими). Но среди них находились люди, которые не разделяли их убеждений, однако, из-за незнания использовали их выражения, при этом полагая, что они имеют достойный Аллаhа смысл. О последних ученые сказали, что они не кяфиры несмотря на то, что произносили эти слова неверия.

Эти люди ошибались насчет значения слова «джисм» («тело») в арабском языке, думая, что оно имеет еще значение «существующий» (хотя такого значения у данного слова в арабском языке нет). Но поскольку эти люди не приписывали Богу в В СВОИХ УБЕЖДЕНИЯХ недостойного, они не стали неверующими из-за произнесения ясных слова неверия, т.к. искренне полагали, что эти слова имеют иное значение, в котором нет неверия. О последних некоторые ученые и говорили, что «кто сказал об Аллаhе, что Он — тело не как другие тела, тот не впал в неверие», потому что считал, что эти слова имеют другой смысл: «Аллаh — Существующий не как другие существующие», а это является несомненной Истиной.

Другие же ученые, которые, как Имам Ахьмад, рахьимаhу-ллаh, говорили: «Кто сказал об Аллаhе, что Он — тело не как другие тела, тот стал неверующим», имели в виду тех людей, которые УБЕЖДЕНЫ, что Аллаhу присуще тело и свойства тел. И когда они говорят, что Его тело не такое, как тела созданных, то эта добавка («не такое, как у созданных») их не оправдывает, т.к. их убеждения являются неверием.

Еще раз обратим внимание на то, что данные слова «Аллаh – джисм ля кял-аджсам» (в пер. на русский: «Аллаh – тело не как другие тела») произносили на арабском языке люди с разными убеждениями – одни с убеждениями неверия, другие произносившие не имели таких убеждений, – и поэтому ученые сделали выводы о положении каждой из этих групп: первых назвали неверующими — за их ложные убеждения, а в отношении других высказались, что они, несмотря на произнесение явных слов неверия, остались верующими, потому что не исповедывали неверие и не знали, что смысл, в котором они использовали это слово («джисм»), оно на самом деле не имеет.

И по той причине, что ученые, говоря о неверии либо отклонении обвинения в неверии в отношении тех, кто сказал «Аллаh – джисм ля кял-аджсам », назвали одних кяфирами, а других мусульманами,  у некоторых людей, читающих книги ученых, сложилось ложное впечатление, что между учеными есть разногласие по вопросу о такфирем (обвинении в неверии) уподобляющих Бога телу. На самом же деле заключения ученых о неверии либо об отклонении обвинения в неверии от произнесших эти слова людей основывались на том, какие у тех  были убеждения – ложные или же истинные.

Если теперь с учетом этих разъяснений попробовать взглянуть на все изречения, которые приводит одна из групп, называющих себя ашаритами, в качестве доводов «против» в отношении утверждения о единстве ученых в вопросе о такфире муджассима (придающих Богу телесность), то, ин ша-а-ллаh, человек сумеет увидеть все эти особенности в высказываниях ученых и сделает верные выводы. Аминь!

Как принять Ислам >> Другие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *